Прииск с дистанционным управлением

ОАО «Артель старателей „Амур“» будет управлять горной и вспомогательной техникой на прииске Кондер при помощи телематики. Открытие и демонстрация автоматизированной системы управления горнотранспортным комплексом (АСУ ГТК) состоялась в минувшую пятницу на производственной площадке в 1100 км к северу от Хабаровска. Как поясняют разработчики АСУ ГТК, отслеживать производственные и технические показатели на Кондере можно прямо из офиса в краевой столице. Итогом внедренческой работы станет не менее 1501,38 млн. руб., сэкономленных за первые пять лет. АСУ ГТК станет ядром для новых следующих инноваций, обещают в «Артели старателей „Амур“».

ОАО «Артель старателей „Амур“» (АС «Амур») входит в Группу компаний «Русская Платина». Владеет лицензией на добычу драгоценных металлов платиновой группы на уникальном месторождении россыпной платины Кондер в Аяно-Майском районе Хабаровского края. С 1984 по 2011 гг. здесь добыто более 9075 тонн химически чистой платины. По итогам 2012 г. на Кондере добыто 3769 кг. (121173336 унций) металла.

Телематика: знать на расстоянии

О том, что на Кондере внедряется система телематического контроля горных работ, руководство АС «Амур» официально сообщало на горно-геологической конференции «MINEX Дальний Восток — 2012» в конце октября. Как отмечал тогда исполнительный директор ОАО «Артель старателей „Амур“ Сергей Гармаев, у артели сегодня самый большой парк карьерной техники в Хабаровском крае, а это, в свою очередь, означает немалые эксплуатационные издержки. За последние годы парк количественно снизился, объем горных работ, выполняемых этим парком оборудования, увеличился в пять раз. Суммарная мощность парка техники за счет покупки высокопроизводительных машин Komatsu, Terex, CAT Caterpillar только за один 2011 год увеличилась в пять раз. Тогда же, на «MINEX Дальний Восток — 2012», была представлена презентация первого заместителя руководителя исполнительного директора ОАО «Артель старателей „Амур“ Дмитрия Ильдерова о том, как управлять этим огромным парком с максимальной оперативностью и минимальными издержками. Как объяснял докладчик, АС «Амур» делает ставку на телематические и информационные системы в горном деле. Тогда же Дмитрий Ильдеров анонсировал запуск АСУ ГТК на прииске Кондер.

«Разработка технической и конкурсной документации началась в конце 2011 года. А уже в начале 2012-го был объявлен тендер на оказание услуг в сфере промышленной телематики. Участниками стали семь организаций, в том числе две иностранных. В итоге на заседании центральной тендерной комиссии было рассмотрено три кандидата — это ООО „ВИСТ Групп“, ООО „Ресурс“ и ООО „Бизнес навигация“»,— рассказал руководитель проекта АСУ ГТК «Артель старателей „Амур“» Александр Плотников в беседе на прииске. Выбор пал на «ВИСТ Групп», и, как отмечают в «Артели старателей „Амур“», это предложение было отнюдь не самым дешевым. В пользу кандидата сыграл и немалый опыт, и широкая география работ — от Украины до Монголии. Кроме того, партнер АС «Амур» предоставляет технологическую поддержку и сопровождение эксплуатации оборудования, сотрудничает с непосредственными производителями и сам является предприятием-изготовителем некоторых комплектующих для АСУ ГТК. «Важно и то, что эта система сертифицирована Ростехнадзором для ее использования в России. Сейчас мы обращаем большое внимание на нормативную базу технических или технологических решений, чтобы не было никаких рисков. Кроме того, наш партнер работает с теми поставщиками, с которыми имел опыт работы, таким образом проблемы совместимости оборудования или программного обеспечения сводятся к минимуму»,— добавил Дмитрий Ильдеров, вдохновитель и куратор этого проекта.

Уже к концу октября парк «Артели старателей „Амур“» был оборудован аппаратно-программными комплексами от ООО «ВИСТ Групп». Мобильная часть комплекса включает датчики спутникового позиционирования, датчики загрузки машин и анализаторы-датчики уровня топлива, точки доступа WiFi, все это установлено на горной и вспомогательной технике. Стационарная часть АСУ — радиомачты, серверное оборудование HP Poliant и программное обеспечение диспетчерского центра.

От машины к «умной машине»

В настоящий момент системы телематического контроля охватывают 120 единиц горной техники (самосвалов, бульдозеров, буровых станков) и 73 единицы вспомогательного транспорта (легковых автомобилей, вахтовок, автокранов). Чтобы упростить процедуру внедрения, было решено начать монтаж оборудования к окончанию промывочного сезона, всего над этим работали три бригады. Монтаж датчиков на промышленных приборах решено отложить до начала следующего сезона в 2013 году, поскольку сейчас все они направлены на консервацию. Оборудование поставлялось на прииск Кондер начиная с середины августа и до конца октября. «Самое сложное — сопряжение производственного процесса и монтажа нового оборудования. Обычно на предприятиях производственники просто не дают технику, мотивируют занятостью, собственным планом работ. Нужно отдать должное и руководству прииска, лично его директору Сергею Голодникову, и механической службе вплоть до линейного механика. Все изначально были проникнуты этим, заинтересованы в реализации этого проекта, машины своевременно ставились на монтаж, и все задержки были минимальны»,— подвел предварительные итоги Дмитрий Ильдеров.

Для обеспечения связи мобильной техники с диспетчерским центром на территории прииска было размещено семь радиомачт. Энергообеспечение этих объектов решено нестандартно — солнечные батареи подзаряжают аккумуляторы питания, а силовые кабели — вспомогательный вариант. «Никто не верил, что можно осуществлять стабильное питание с помощью солнечных батарей. Но несмотря на скепсис, все вышки были оборудованы именно такими источниками энергии. На тех объектах, которые запитаны от стационарной линии 220 В, оборудование работает с большими рисками — прииск снабжается от собственного генератора и всегда есть опасность сбоев, скачков напряжения. Зато, как выяснилось в ходе таких перебоев, радиосвязь АСУ ГТК стабильна и исправна»,— прокомментировали в артели старателей «Амур».

Первоначально планировалось установить 12 радиомачт, но в итоге представители «ВИСТ Групп» ограничились семью — уже сейчас этого достаточно, чтобы на полигонах прииска было обеспечено хорошее радиопокрытие. «Зато на следующий год есть запас, и уже сейчас мы знаем, куда необходимо устанавливать новые мачты. В 2013 году планируется осваивать ряд новых полигонов, и запас по оборудованию позволит не терять эти площади из виду»,— объяснили в артели «Амур». Покрытие осуществляется по технологии MeSH от Motorola, также на транспортных объектах стоят автографы WiFI. «Еще на этапе обследования мы обнаружили, что мобильная связь работает не всегда стабильно, поэтому решили построить собственный канал связи. При этом каждая единица техники является и приемником, и ретранслятором, то есть действует принцип мобильной соты. Чем больше техники в одном месте, тем плотнее покрытие»,— объясняет Денис Коробцов, руководитель проекта ООО «ВИСТ Групп».

Для обработки поступающих данных был оборудован диспетчерский центр АСУ ГТК. Здесь горные диспетчеры и операторы в режиме онлайн получают информацию о текущем состоянии и положении машин: их пробег и случившиеся простои, скорость, расход топлива и объем перевезенного груза и даже давление в шинах тяжелых самосвалов — предмет их внимания. При помощи онлайн-графиков и карты горных работ прямо во время презентации АСУ ГТК сотрудники артели «Амур» выяснили, что один из самосвалов работает с недокачанным колесом при недостаточном давлении. Для многосоттонного грузовика такой режим работы выльется в разорванную шину, возможно — производственную поломку. Для предприятия каждый такой случай — это немалые затраты на закупку комплектующих и доставку за тысячу километров от фирменного склада. Несколько минут простоя самосвала, который ждет своей очереди перед ковшом экскаватора, по многу раз в течение смены — это литры сожженного впустую топлива и неоптимально потраченное время. Именно горный диспетчер должен будет принять решение — отправить машину на техобслуживание, перенаправить на другой участок работы, зафиксировать превышение скорости, незастегнутый ремень безопасности и другие нарушения, допущенные оператором техники. Тот же диспетчер может стать первым, кто зафиксирует нештатную ситуацию в работе машины и успеет направить помощь попавшему в беду водителю. Именно здесь, в диспетчерском центре, идет самая оперативная работа по управлению парком техники артели «Амур». При этом планируется обеспечить доступ к системе управления руководству предприятия, сотрудникам технических, финансовых служб, а также службе снабжения непосредственно из офиса предприятия в Хабаровске и управляющей организации в Москве.

Экономика цифровых моделей

Сейчас система действует в опытно-производственном режиме. «Это значит, что мы оборудовали часть нашего парка техники датчиками и системами контроля, машины работают по производственному заданию, а мы в это время шлифуем сами алгоритмы системы управления. С апреля следующего года АСУ ГТК будет запущена в промышленную эксплуатацию»,— пояснил первый заместитель исполнительного директора «Артели старателей „Амур“».

Экономические выгоды от телематического сервиса уже подсчитаны. Ожидаемый эффект за пять лет — сэкономленные 1501,38 млн. руб., среднегодовая экономия составит около 27,73 млн. руб. экономии, срок окупаемости АСУ ГТК — два с половиной года. Выгода может быть достигнута за счет снижения расхода топлива и шин, исключения непроизводительных простоев и более производительной работы горной техники, своевременного ТО. Косвенный эффект видится и в повышении уровня промышленной безопасности. «Система будет работать в превентивном режиме, мы сможем видеть наши болевые точки и непроизводительные действия, предотвращать их до того, как они сложатся в реальные убытки»,— поясняют в артели «Амур».

Сроки реализации проекта АСУ ГТК, впрочем, завершаются контрактными расчетными пятью годами. Ведь проект в потенциале можно будет расширить и дополнить не менее интересными программными и управленческими решениями. Например, уже сейчас в АС «Амур» обсуждают внедрение АСУ замкнутого цикла оборота нефтепродуктов. Это позволит вести учет и контроль ГСМ «от танкера до выхлопной трубы», отслеживать качество топлива, поступающего от производителя. Кроме того, АСУ ГТК поможет при внедрении систем промышленной безопасности. Уже сейчас изучаются возможности телематических и информсистем в рамках реализуемого международного проекта по изменению системы HSE (Health Savefety Entertainvironment). Этому проекту был дан старт в 2012 году и сразу же присвоен наивысший приоритет. АСУ ГТК может получить развитие и в рамках внедрения EAM системы (Entertainmentprise Asset Management) — это стратегия оптимального управления физическими активами предприятия и режимами их работы, а также различные программные решения в данной сфере. Как рассказал Дмитрий Ильдеров, телематические сервисы будут мониторить не только наземную технику, но, возможно, и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Уже сейчас рассматривается проект интеграции БПЛА и геоинформационных систем в действующую АСУ ГТК. «Беспилотник сможет делать объемные съемки местности, ортофотопланы, и с помощью программного продукта эта информация будет автоматически пересчитываться в объемные показатели, сверяться с цифрами АСУ ГТК по весу перевезенной горной массы. Таким образом, мы сможем контролировать состояние горных работ в постоянном режиме. Фактически мы строим цифровую модель управления горными работами, работающую в интерактивном режиме — мы можем на нее воздействовать и постоянно улучшать, добиваясь производственного роста»,— заключил замглавы «Артели старателей „Амур“».

Тренд: униформа «Ближе к телу»

Еще одним инновационным решением для «Артели старателей „Амур“ стало открытие центра обеспечения спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) на прииске Кондер. Это событие произошло одновременно с запуском АСУ ГТК, 21 декабря. Исполнителем идеи по результатам конкурса стало ЗАО «Восток-Сервис-Амур». «Многие компании испытывают трудности со снабжением своих удаленных рабочих поселков. Как правило, это головная боль служб снабжения, которым нужно ежегодно объявлять тендеры, закупать всю необходимую спецодежду, доставлять ее на место. Но далеко не факт, что там, на месте, окажутся все необходимые размеры и ростовки, а все работники останутся довольны»,— характеризует проблему генеральный директор ЗАО «Восток-Сервис-Амур» Андрей Низовцев. Теперь поставка всего необходимого обмундирования, подбор спецодежды для каждого сотрудника артели «Амур» — забота ее партнера. Как утверждает Дмитрий Ильдеров, «Артель старателей „Амур“ реализует новую схему снабжения прежде всего в интересах работников прииска. Цель проекта — повысить уровень качества защиты здоровья персонала, который сможет получить одежду нужного размера и назначения прямо на рабочем месте. Таким образом, для каждой из рабочих специальностей прииска (всего около 40) можно подобрать оптимальный комплект спецодежды и СИЗ. Кроме того, ЗАО «Восток-Сервис-Амур» разместило свой склад прямо на территории прииска Кондер и уже завезло необходимый объем униформы и СИЗ. И в дальнейшем партнер артели «Амур» будет самостоятельно поставлять необходимую номенклатуру, нести логистические издержки, вести базу данных, в которой будут указаны специальность, обмеры сотрудника, рекомендуемые формы комплектов для зимнего, демисезонного и летнего времени. При этом у каждого сотрудника есть возможность примерить и заменить одежду и обувь, все это — в течение нескольких минут, прямо на территории прииска. А в будущем рассматривается возможность отдать на аутсорсинг и поставку, хранение и выдачу инструментов, постельных принадлежностей и прочей мелкой номенклатуры. На Дальнем Востоке такая схема будет использована впервые. «Для нас важно, чтобы люди, которые впервые приезжают на прииск, возвращались сюда в следующем сезоне. Чтобы они видели реальную заботу о своей безопасности, могли пользоваться всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Это полностью укладывается в стратегию промышленной безопасности системы HSE. В данном проекте нас привлекает оперативность получения спецодежды и минимальные издержки»,— сообщили в ОАО «Артель старателей „Амур“».