Fleet-footed: рынок АСУ ГТК, основные тенденции

Одна из наиболее крупных статей расхода для горных предприятий — затраты на парк оборудования. Даже для маленьких и средних предприятий она составляет десятки миллионов долларов.

За счет достаточно некрупного вложения, составляющего 1-2 процента от номинальной стоимости активов компании, горное предприятие может приобрести АСУ ГТК, которая позволит извлечь максимум пользы из имеющегося оборудования.

«Учитывая современный уровень развития технологий, а также выгоду, которой они позволяют достичь, любому владельцу или работнику шахты будет сложно объяснить почему их предприятие не использует и не собирается использовать испытанную, надежную, комплексную и высококачественную АСУ ГТК».

«АСУ ГТК позволяет достичь высокого уровня прозрачности и понимания, как и на что идут деньги и время, что в свою очередь позволяет менеджменту принимать более информированные и точные решения для снижения себестоимости производимой руды до более подходящего и устойчивого уровня. Конечная цель системы — снизить затраты на производство каждой тонны и увеличить прибыльность и эффективность путем удаления «мусора» из производственно-сбытовой цепочки».

Для горнодобывающего предприятия важно быстро получать точные данные о производительности, качестве руды, статусе горной техники. Это возможно только при использовании АСУ ГТК, которая позволяет получать точную информацию в реальном времени.

«Без использования АСУ ГТК менеджмент вынужден работать только с данными, поступающими в конце смены, и расчет объема производства, производительности, эффективности техники производится только после окончания производственного периода, что препятствует принятию решений в процессе».

АСУ ГТК стали совершенно необходимым инструментом для фактически всех карьеров и шахт. Эти системы стали настолько распространенными, что совсем немного новых предприятий начинают свою работу без внедрения АСУ ГТК. Более не ограниченные оптимизацией перевозок и другими эксплуатационными функциями, современные системы также обращаются к областям «ситуационной осведомленности», мониторинга состояния оборудования, коррекции поведения операторов и водителей, регулированию «риска утомления» и безопасности.

Оптимизация и автоматическая диспетчеризация карьерных самосвалов, экскаваторов и другого горного оборудования приводит к 10-15 процентному повышению производительности оборудования, оптимизация полезной нагрузки приводит к 10-процентному повышению объема груза, а уменьшение незапланированных простоев и задержек может привести к 4-5-процентному повышению коэффициента готовности оборудования.

АСУ ГТК обладает тремя свойствами, которые позволяют увеличить эффективность и производительность на горных предприятиях:  оптимизация движения и распределение горной техники, мониторинг производства и мониторинг местоположения техники.

Выдача заданий разным типам техники из центральной диспетчерской способствует минимизации простоя оборудования и оптимизирует его использование. АСУ ГТК может предоставить план или расписание для каждой единицы техники, а затем зафиксировать фактическую производительность и сравнить ее с плановой.

Второй критически важный элемент, мониторинг производства, подразумевает возможность просмотра информации, относящейся к производственному циклу, в том числе загрузку и индикаторы полезной нагрузки.

АСУ ГТК обеспечивает доступ к таким данным в реальном времени, группировку их по единицам техники или по группе машин, по определенным участкам или по всему парку техники — позволяя горнякам вносить своевременные изменения, чтобы увеличить производительность.

«Система позволяет достичь более глубокого и более всестороннего понимания всех комплексных переменных, которые влияют на эффективность производства. Система способна мгновенно принимать информированные решения сразу после изменения каких-либо показателей и условий — гораздо более эффективно, чем любой человек».

Третий ключевой компонент — мониторинг местоположения. «Системы позволяют убедиться, что машины находятся в нужном месте, что материал, который они добывают — нужный, что позволяет увеличить общую производительность, помимо того, что позволяет избежать аварийных ситуаций».

Преимущества использования АСУ ГТК видны сразу: они предлагают улучшения, которые преодолевают «границы» смен, для поддержания устойчивой производительности и результатов, независимо от различных возможностей водителей и операторов. «Распространенное высказывание «невозможно управлять тем, что нельзя измерить» отлично определяет ключевое преимущество АСУ ГТК».

Современный рынок

Периодические спады цен на сырьевые товары, как правило, оказывают конструктивное влияние на капитальные расходы горных предприятий, а также сильно влияют на график закупок нового горнодобывающего оборудования.

«Недавний спад, который сильно повлиял на мировую горну отрасль, негативно сказался на спросе на АСУ ГТК. Люди, принимающие решения не хотят тратить деньги на такие системы, ведь они считаются достаточно дорогими».

Однако другие говорят, что низкие цены на сырье не так уж страшны для спроса на развивающиеся технологии, к которым относится и АСУ ГТК. В основном горные компании понимают, что им придется использовать технологии, чтобы оставаться конкурентоспособными.

«Горным компаниям придется забыть устаревшие жесткие бизнес-модели и практики и стать гибкими предприятиями, готовыми «наброситься» на любую возможность, используя современные технологии, их способность приносить прибыль, упорядочивать процессы и контролировать потери».

«В этот сложный с экономической точки зрения период горные компании больше не могут полагаться на растущие цены на сырье, чтобы покрывать неэффективность парка техники. Наблюдается увеличение числа компаний, желающих снизить свои эксплуатационные расходы для сохранения рентабельности». Экономический климат заставляет клиентов выжимать максимальную эффективность и продуктивность из имеющихся активов.

Тенденции

Некоторые тенденции внедрения и развития АСУ ГТК определяются нормативными изменениями или компаниями, которые фокусируются на уменьшении затрат и готовятся к подъему на рынке.

Кроме того, определенное влияние оказывает новое оборудование — большая часть техники медленно меняет ручное управление на полу- или полностью автоматическое.

«Мы считаем, что будущее горной отрасли — автоматизация. Управление шахтой сегодня больше не должно ограничиваться управлением парком техники. Сейчас мы входим в эру, когда автоматизированные системы управления, схожие с теми, что используются на перерабатывающих предприятиях, могут быть воспроизведены в горнодобывающей среде, и их использование повысит эффективность предприятий до недостижимого ранее уровня».

«В настоящее время перед производителями АСУ ГТК стоит задача повысить эффективность деятельности предприятия таким образом, чтобы горная отрасль поняла, насколько выгодно иметь такие системы на всех предприятиях».

Многие предполагают, что скоро произойдет сдвиг в сторону сервис-ориентированных моделей, против сегодняшних ориентированных на продукт. Это позволит использовать эти системы на основании эксплуатационных затрат.

АСУ ГТК также придется реагировать на изменения в природоохранном законодательстве, которое предусматривает сокращение выбросов по аналогии со сферой грузовых и пассажирских перевозок. Это приведет к увеличению капитальных затрат, но уменьшит эксплуатационные затраты за счет оптимизации расхода топлива.

«Мы ожидаем, что оборудование и техника будут управляться в составе единого производственного процесса в реальном времени для быстрого увеличения производительности и снижения затрат. Такое оборудование будет использоваться как часть производственного процесса по принципу «строго вовремя» (оперативная система производства с нулевым уровнем запасов), что предполагает круглосуточную работу предприятия».

Растет спрос на мгновенное распределение информации и тенденция к консолидации инфраструктуры. Многие предприятия приняли решение переместить ключевые функции по управлению парком техники с горных разработок в удаленные центры управления.

Один из примеров — угольная корпорация в бассейне Паудер-Ривер в штате Вайоминг, США, которая сосредоточила управление шахтой в офисном здании города Джилетт. Другая организация — крупная горнодобывающая корпорация из Австралии — сосредоточила управление шахтами, находящимися в области Пилбара, в удаленном почти на 1500 км командном центре в городе Перт.

Еще одна ключевая тенденция — переход от разрозненных систем к полностью интегрированным решениям, включающим функции управления шахтами в реальном времени, инженерно-технических работ, планирования ресурсов предприятия (ERP). Интеграция в АСУ ГТК платформ безопасности очень желательна, так как и регулирующие органы, и менеджмент стремятся обеспечению полной безопасности работы на шахтах и карьерах. Приборы определения местоположения, видеокамеры и датчики давления позволят избежать небезопасного использования техники операторами и водителями.

ВИСТ Групп

Система VG KARIER компании ВИСТ Групп включает в себя модули автоматической оптимизации и диспетчеризации, модуль удаленной диагностики, контроля давления в шинах, контроля безопасности, технического обслуживания и ремонта, планирования, автоматического контроля качества дорог, а также модуль контроля топлива.

Система обладает обширным функционалом и отлично подходит для развивающихся рынков. Брайан Маркс, президент компании BV International, являющейся официальным дистрибьютором ВИСТ Групп, утверждает, что стоимость внедрения и технического обслуживания системы VG KARIER в среднем примерно в 1,5 раза ниже, чем у систем конкурентов.

Большая часть функций системы, включая отчеты, он-лайн мониторинг и административные инструменты, доступна к просмотру через веб-интерфейс. Веб-интерфейс позволяет расширить число пользователей и обеспечивает доступ к системе из любой части света.

Программное обеспечение системы VG KARIER основано на базах данных Oracle, которые позволяют осуществлять управление и оптимизацию в реальном времени, а также получать отчеты. Данные могут быть использованы для создания отчетов в реальном времени, например для создания диаграмм работы парка техники, удаленного мониторинга состояния техники и просмотра истории движения техники в промежуток до одного года.

Бортовое оборудование и ПО обеспечивает стопроцентную передачу данных на сервер. Каждый бортовой компьютер собирает данные с трех различных сенсоров, сохраняет их и тут же передает на сервер, используя беспроводную сеть. Если сеть Wi-Fi недоступна, собранные данные хранятся в памяти устройства и переаются на сервер как только появляется сеть.

Модуль оптимизации системы VG KARIER гарантирует повышение производительности путем точной оценки нужного количества техники и направления техники на соответствующие позиции в соответствующее время. Это позволяет управлять и контролировать действия техники, что в свою очередь позволяет добиться значительного повышения производительности по сравнению с диспетчеризацией, осуществляемой "вручную", без использования компьютерных алгоритмов.

Система VG KARIER также позволяет вести журнал расхода топлива транспортными средствами, учитывая и топливо в стационарных резервуарах.

Возможна интеграция систем ВИСТ Групп с другим ПО, например системой VIMS от Caterpillar, TPMS от Komatsu. На уровне баз данных системы ВИСТ Групп также могут быть объединены с другим ПО, таким как GEOVIA Surpac, Datamine, MICROMINE Micromine и Ventyx MineScape, а также с системами управления производством (например SAP).

Новая версия АСУ ГТК от ВИСТ Групп будет выпущена в 2014 году. Она будет включать обновленные модули автоматической диспетчеризации с рядом критериев оптимизации, управления буровзрывными работами, контроля качества полезных ископаемых и качества дорог. Система Интеллектуальный Карьер обеспечивающая работу горной техники в автоматическом режиме будет также выпущена в этом году.

Источник: Mining Magazine