Баранка без шофера. Российскую добывающую промышленность выручат умные самосвалы

Вопрос добычи полезных ископаемых в труднодоступных и тяжелых по климатическим условиям регионах России с каждым годом становится все актуальнее, поскольку ресурсы, располагающиеся в более удобных для добывающей техники зонах, стремительно истощаются. Решением этой проблемы может стать создание первой для России и стран СНГ системы автоматизированной добычи полезных ископаемых для горнодобывающей отрасли — проекта "Интеллектуальный карьер".
 
"Проект представляет собой новый этап в развитии системы "КАРЬЕР", созданной творческой группой под руководством академика Климента Трубецкого и в марте 2009 года отмеченной Премией правительства РФ в области науки и техники, — рассказывает руководитель проекта, член-корреспондент РАЕН Алексей Клебанов. — Реализация проекта "Интеллектуальный карьер" позволит повысить эффективность открытых горных работ, минимизировав влияние человеческого фактора, увеличить производительность оборудования и сделать более безопасным проведение горных работ, снизить эксплуатационные издержки, а также решить проблему нехватки квалифицированных водителей большегрузных самосвалов и машинистов горной техники".
 
Первый этап реализации проекта "Интеллектуальный карьер" запланирован на август 2011 года. Он включает в себя автоматизацию участка горных работ за счет использования совместной разработки "ВИСТ Групп" и ОАО "Белорусский автомобильный завод" — роботизированного дистанционно-управляемого автосамосвала на базе "БелАЗ (75131/75137)", а также испытание системы центрального управления роботизированными автосамосвалами и автоматизированной системы грузоперевозок в условиях горного производства на одном из угольных разрезов Хакасии в декабре 2011 года.
 
"Управление самосвалом будет осуществляться дистанционно оператором, рабочее место которого оборудовано широкоформатными жидкокристаллическими дисплеями и аналогично по функциональности оборудованию в кабине автосамосвала, — рассказывает Алексей Клебанов. — Надежный бортовой программно-аппаратный комплекс обеспечивает полноценное удаленное управление автосамосвалом, а оптико-электронная система, установленная на самосвале, обеспечивает безопасность вождения машины при любых погодных и климатических условиях и даже в темноте". На втором этапе планируется создание образцов выемочно-погрузочной горной техники (экскаваторы, погрузчики) и автоматизация буровзрывных работ. Третий этап предусматривает создание ситуационного диспетчерского центра управления горными работами и включает в себя комплексирование средств и резервирование каналов связи, а также создание центра хранения и обработки данных. Последним этапом реализации проекта "Интеллектуальный карьер" станет создание полномасштабной системы с удаленным диспетчерским центром, откуда будет осуществляться мониторинг работы роботизированной горной техники, дистанционное управление и корректировка горных работ. Этот этап запланирован на сентябрь 2013 года.
 
В проекте планируется использовать оборудование ведущих мировых производителей в области связи и навигации, разрабатывать алгоритмы интеллектуального зрения и аппаратные средства контроля и управления техникой, а также задействовать и перенять опыт крупных мировых горнодобывающих компаний.
 
Для экспертной оценки проекта будет создана комиссия, в состав которой войдут представители ИПКОН РАН, Ростехнадзора, "ВИСТ Групп", а также представители заводов — производителей горной техники и горнодобывающих компаний. Для реализации проекта планируется объединить усилия "ВИСТ Групп", БелАЗа, машиностроительных заводов "ИЗ-Картэкс", а также компаний Aplicom, Pacific Crest, Cisco Systems, Tamtron и др.
 
"Создание системы "Интеллектуальный карьер" и развитие систем управления горнотранспортными комплексами даст импульс развитию технологий беспроводной передачи данных, программного обеспечения, промышленной микроэлектроники, технологий и оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС" — считает Алексей Клебанов. .
Совет экспертов РАН.
 
"Помимо основного назначения, проект был бы интересен для применения на вредных производствах, условия работы на которых несут прямую угрозу здоровью человека. Успех проекта будет напрямую связан с тем, насколько органично удастся решить вопрос интеграции всех используемых технологий как в сфере производства, так и в сфере управления и контроля", — отмечает член экспертного совета Дмитрий Черешкин, академик РАЕН.
 
Первыми заинтересовались использованием беспилотной техники в организации процессов добычи полезных ископаемых с применением роботов в опасных для людей районах в странах Америки и Австралии. Там в начале 1990-х годов компанией Euclid был продемонстрирован беспилотный карьерный самосвал. В 2004 году фирма Codelco (Чили) ввела в эксплуатацию ряд роботизированной техники, управляемой на расстоянии в несколько километров от места ведения горных работ. В 2010 году в провинции Pilbera на западе Австралии компанией RIO Tinto был запущен пилотный проект — карьер West Angelas, в котором ближе всего реализована идея "Интеллектуального карьера": участие людей в процессе добычи ископаемых сведено к удаленному мониторингу и устранению коллизий при движении горной техники, а все операционные процессы (перевозки, бурение, логистика) и техника роботизированы. Управление карьером осуществляется из диспетчерского центра, расположенного на расстоянии 1300 км. Аналогичные разработки ведутся также в Африке и Канаде.

Источник: Российская Газета. Инновации, еженедельное экономическое приложение
Ссылка на источник: http://www.rg.ru/2011/03/22/samosval.html
Автор: Екатерина Калышева
Дата публикации: 22 марта 2011